Вопрос: АО (далее – Банк) сообщает, что в соответствии с абз. 3 пп. 1 п. 1 ст. 212 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) с 01.01.2025 доход в виде материальной выгоды от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами возникает у заемщиков, не состоящих в трудовых отношениях с Банком, только при наличии взаимозависимости между Банком и работодателем заемщика.
В кредитных договорах Банка для всех физических лиц – заемщиков предусмотрен порядок снижения процентной ставки при соблюдении определенных условий (например, отсутствовала просрочка в течение двух лет). Процентные ставки по кредитным договорам на дату заключения кредитного договора были выше ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации (далее – ставка Банка России), действовавшей на эту дату. При снижении процентной ставки она может стать ниже 2/3 ставки Банка России, действовавшей на дату снижения процентной ставки.
На дату выдачи кредита у Банка имеется информация о работодателе заемщика, а на дату снижения процентной ставки – по истечении двух лет у Банка такой информации нет в связи с отсутствием обязанности ее запрашивать.
Должен ли Банк как налоговый агент оценивать наличие взаимозависимости согласно абз. 3 пп. 1 п. 1 ст. 212 Кодекса, т.е. запрашивать дополнительно информацию о работодателе заемщика на дату снижения процентной ставки по кредитному договору?
Действуют ли положения абз. 3 пп. 1 п. 1 ст. 212 Кодекса для заемщиков, если снижение процентной ставки по кредитному договору произошло до 2025 г.?
В кредитных договорах Банка для всех физических лиц – заемщиков предусмотрен порядок повышения процентной ставки (например, в случае отсутствия полиса комплексного ипотечного страхования жизни и здоровья заемщика свыше тридцати календарных дней). Процентные ставки по кредитным договорам на дату заключения кредитного договора были выше ставки Банка России, действовавшей на эту дату.
Доходом в силу п. 1 ст. 41 Кодекса признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить.
Возникнет ли у заемщиков доход в виде материальной выгоды от экономии на процентах, если процентная ставка по кредитному договору после повышения будет ниже 2/3 ставки Банка России, действовавшей на дату повышения процентной ставки?

Ответ: Подпунктом 1 пункта 1 статьи 212 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) предусмотрено, что доходом налогоплательщика, полученным в виде материальной выгоды, если иное не предусмотрено указанным подпунктом, признается материальная выгода, полученная от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами, полученными от организаций или индивидуальных предпринимателей, при соблюдении в отношении такой экономии хотя бы одного из следующих условий:
соответствующие заемные (кредитные) средства получены налогоплательщиком от организации или индивидуального предпринимателя, которые признаны взаимозависимыми лицами по отношению к налогоплательщику либо с которыми налогоплательщик состоит в трудовых отношениях;
соответствующие заемные (кредитные) средства получены налогоплательщиком от организации или индивидуального предпринимателя, которые признаны взаимозависимыми лицами по отношению к работодателю налогоплательщика;
такая экономия фактически является материальной помощью либо формой встречного исполнения организацией или индивидуальным предпринимателем обязательства перед налогоплательщиком, в том числе платой (вознаграждением) за поставленные налогоплательщиком товары (выполненные работы, оказанные услуги).
С учетом положений абзаца третьего подпункта 1 пункта 1 статьи 212 Кодекса наличие взаимозависимости между кредитором и работодателем заемщика необходимо определять на момент получения налогоплательщиком заемных (кредитных) средств (на момент внесения соответствующих изменений в договор займа (кредита)).

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 27.11.2025 N 03-04-06/115144